В августе 2010 г. нашей мастерской выполнен проект реставрации концертного зала Алтайской государственной академии культуры и искусств.

Творческий коллектив: А.Ф. Деринг — руководитель, Тисленко С.И., Деринг В.Д. — главные архитекторы проекта, архитекторы Баканов А., Силина Т.
Визуализация: — Ковалев В.

Памятник архитектуры «Здание административное», в котором сейчас располагается один из корпусов «Алтайской государственной академии культуры и искусств», был построен в 1950-х годах как здание городского комитета компартии, актовый зал которого в 80-е годы выполнял функции городского концертного зала. С 1992 года здание перешло на баланс Алтайского государственного института культуры. Представляет собой образец советской архитектуры в стиле неоклассицизм.

Здание расположено в центральной части восточной стороны пр. Ленина в неглубоком курдонере по отношению к красной линии. В плане здание (без поздней пристройки) состоит из двух объемов — административного корпуса и актового (концертного) зала, соединенных широким переходом. На уровне первого этажа этот переход представлял собой богато декорированное фойе перед залом. На третьем этаже в нем расположен малый зал совещаний. Планировочная система имела анфиладную структуру, нанизанную на главную ось от основного входа.

Композиционно фасад административного корпуса разделен на две части по горизонтали. Нижняя часть, соответствующая первому этажу, трактуется как цоколь, декорированный рустом. Центральным акцентом на фоне строгой пластики фасада является величественный портик, базирующийся на этом цоколе и поддерживаемый шестью колоннами круглого сечения с энтазисом и завершающийся антаблементом с фронтоном. Тимпан фронтона украшен рельефом с советской державной символикой в виде герба со знаменами. Боковые крылья главного фасада декорированы прямоугольными в плане пилястрами, опирающимися на междуэтажный карнизный поясок между 1-м и 2-м этажами здания. В целом фасады хорошо пропорционированы и декор имеет строгий и красивый рисунок. Главный вход подчеркивается тремя филенчатыми дверями с фрамугами, полотна дверей располагаются глубоко в нишах, что придает входу парадность, респектабельность и создает богатую игру светотени. Последние два десятка лет главный вход закрыт. Первоначальные филенчатые двери главного входа не сохранились.

В 1980 году двухэтажный переход, соединяющий главный объем с двухсветным объемом концертного зала, получил одноэтажные пристройки со стороны южного и северного фасадов. Фасады пристроек грубо утилитарные. Тоже можно сказать и о пристройке к корпусу актового зала, где располагается главный вход в здание. Такая примитивная архитектура пристроек много вредит общему впечатлению от здания в целом.

Вход в здание осуществляется через боковые двери, расположенные в пристройке в глубине двора, за металлической оградой. Через этот боковой вход можно попасть в просторный вестибюль с упрощенным архитектурно-пластическим декором. Главным декоративно-пластическим компонентом вестибюля являются пилоны квадратного сечении, перед входом в зал ,основным декоративным мотивом являются лепные тяги по периметру потолка и вдоль несущих балок потолка.

Две двупольные филенчатые двери, окрашенные в белый цвет, ведут в актовый зал. Примечательно, что зал до сих пор сохранил обстановочный комплекс со зрительными местами, оснащенными столиками, прикрепленными к спинкам впереди стоящего кресла. Зал двухсветный. Окна расположены с одной стороны зала, противоположная сторона зеркально отражает мотив окон и пилястр- рамы из лепного багета повторяют контуры оконных проемов. Широкий пояс лепного декора разделяет стены по всему периметру на два яруса. Невысокие окна верхнего яруса «опираются» на межъярусный пояс.

Украшением зала является пластическая разработка потолка. По контуру зала обходит богатый карниз на модульонах, ему вторит полоса крупных кессонов между поперечными и продольными балками в соответствии с ритмом пилястр. Гладкую середину потолка украшают две большие потолочные розетки, под ними большие стильные люстры с белыми матовыми плафонами в виде шаров. Приятно отметить, что несмотря на долгие годы интенсивной эксплуатации, интерьер зала сохранил все свое убранство, вплоть до осветительной арматуры. Цветовое решение зала построено на контрасте желтого цвета плоскости стен и потолка и архитектурных декоративных элементов белого цвета. Величественность убранства зала подчеркивается метроритмическим строем пилястр прямоугольного сечения с капителями, украшенными небольшими волютами, растительными мотивами и венчающимися криволинейной абакой. Простенки между пилястрами декорированы рамами из лепного багета. Тонкие пропорции членений плоскости стен показывают высокое профессиональное мастерство владения языком классической архитектуры.

В результате проведенного комплекса научных изысканий авторским коллективом предлагается воссоздание первоначального облика интерьера зала. Основой для графической реконструкции отдельных утраченных частей декора служат сохранившиеся оригинальные детали. Предлагается воссоздать утраченные столярные изделия — входные двери, ведущие из фойе. Существующие двери расчистить, отреставрировать и окрасить заново. Всю лепнину расчистить и окрасить колером. Цветовое решение зала воссоздать в первоначальном виде. Оно основано на сочетании молочного цвета лепного декора и сложно-зеленого (волконскоит) цвета гладких участков стен. Предлагается раскрыть окна второго яруса. Осветительные приборы — люстры и бра тщательно расчистить и окрасить в «бронзовый» цвет. Проект получил положительное заключение Историко-культурной экспертизы и рекомендован для реализации.

В сентябре 2010 г. на объекте начались реставрационные работы.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *