Путешествие в Италию

Конечно, я мечтал съездить в Италию, как-то представлял её себе, но то, что я там увидел и почувствовал, насколько мне позволяли обстоятельства, превзошло все мои ожидания.
Всему «виной» Флоренция. Но об этом позже…

Милан
Мы прилетели в Милан утром. На центральном вокзале наш ждал Олег Гутов, организатор поездки. Он уже неделю жил в Италии. Освоившись в Милане, он стал нашим гидом. Наша группа состояла из 4 человек. Кроме меня, все остальные – представители фирмы «Квадро-интерьер» из Барнаула и Новосибирска. Цель поездки – посещение ежегодной всемирной выставки керамической плитки и сантехнического оборудования в Болонье. Итак, мы выдвинулись в центр, на площадь Дуомо (Соборную). Милан – второй по величине город Италии, столица провинции Ломбардия. Город моды, промышленный центр. Туристов здесь привлекает собор 15 века, «золотой треугольник» (бутики), театр Ла Скала, средневековая крепость Сфорцеско. Есть еще много интересных мест, но за день пребывания едва успеваешь увидеть это. Но и это впечатляет. Меня, как архитектора, сразу поразило здание центрального вокзала – воплощение мощи и масштаба. Мои догадки подтвердились, когда в путеводителе я прочитал о том, что здание достраивал Муссолини с определенным идеологическим контекстом. Конечно – это стиль «новой империи» 30-х годов. На площади вокзала еще один символ. Но уже современной архитектуры – башня Пирелли арх. Джио Понтии и констр. П-Л Нерви, гениально и вполне современно, живая классика. Посмотрите фильм Антониони «Ла Нотта». Там Милан 60-х и чудная съемка башни Пирелли. Фасад собора был частично на реставрации и первый раз я посмотрел только фасад. Вход на смотровую площадку был закрыт до обеда. И оказалось к лучшему. Собор лучше смотреть после обеда и издалека. Это неповторимое зрелище. Его тонкие резные элементы в верхней части фасада как бы растворяются в свето-воздушной перспективе и собор словно плывет. Редкое состояние. Я был зачарован.

Подъем на смотровую площадку оказался не очень утомительным, а вид с крыши на Милан – чудесным. Хорошо просматривался центр, галерея Виктора Эммануила, башня Веласка, площадь перед собором. Многочисленные скульптуры и декор собора из мрамора постоянно реставрируются, и как они держатся на такой высоте и не падают- даже мне, архитектору, пришлось поломать голову. Далее, пройдя через галерею В-Э, мы попали на площадь театра Ла Скала. Мои спутники задали резонный вопрос, а где театр? Он оказался очень скромным и по нашим понятиям «не тянул» на театр. Олег рассказал нам, что большая вместимость театра достигается за счет 5-ти ярусов- балконов. А сам зал достаточно компактный. И говорят, он был почти полностью перестроен. Пройдя по улице Данте, мы попали в замок Сфорцеско, откуда начинался Милан. Некоторые декоративные элементы подозрительно напоминали стены московского Кремля. После этого то, что московский Кремль строили итальянские зодчие, не вызывало никаких сомнений. Далее мы отправились в район, называемый «золотым треугольником». Это три улицы, замкнутые в треугольник, где сосредоточены основные брэнды с одеждой, обувью, кожей и золотом. В основном, мне показалось, были Прада и Дольче&Габана. Реклама Д&Г мне показалась особенно агрессивной и её очень много в Италии. Могу смело сказать, наши дизайнеры по изощренности интерьеров немногим уступают итальянцам, но проигрывают, и будут проигрывать всегда по чувству стиля, это – национальное. Осмотр центра Милана закончился вечером, и мы отправились в место нашего постоянного пребывания город Модену.

Модена
Для меня Модена была тремя фактами. Во-первых, там похоронен Паворотти, во-вторых, местное кладбище спроектировал мой любимый итальянский архитектор Альдо Росси, и в-третьих, в Модене производят знаменитый бальзамический уксус. Это оказался маленький уютный городок с интересной архитектурой, историей и неизменно хорошими ресторанами. Гостиница — здание нач. 20 века с типичными окнами со ставнями состояла из двух зеркальных блоков – «Европа» и «Милан». Я жил в «Милане». Утром мы отправлялись в Болонью на ярмарку. Ярмарка располагалась на севере Болоньи. Это крупный комплекс, построенный вероятно в начале 90-х годов. Стиль – hi-teck.

Планировочно все довольно удобно, но очень много павильонов, заблудиться запросто. Приходилось ориентироваться по схеме. На третий день должен был выступить «гуру» современной архитектуры Марио Бота, но у нас была запланирована экскурсия в Болонью, а это мне показалось более интересным. И я не ошибся.

Болонья
Болонья – исторический город с красивым улицами и домами с галереями, большим собором, который облицован мрамором наполовину (на другую не хватило денег, что не мешает собору быть величественным). И еще я обратил внимание на одну характерную особенность средневековых итальянских городов – смежные или парные площади. Вот и в Болонье: с площадью Нептуна с прекрасным фонтаном соседствует площадь Дуомо. Примечательным местом и своеобразным символом города являются две сторожевые башни. Не буду утомлять читателей их названиями, но интересны они тем, что их строили два брата, соревнуясь, кто быстрее. И одному не повезло – башня начала накреняться как в Пизе. Ему пришлось закончить стройку. А его более удачливый брат достроил, да так высоко, что эта башня и поныне считается одной из самых высоких в Италии. Мы забрались на нее не без труда, хотя тренировка в Милане помогла. С башни открывается неповторимый вид на город. Кажется, что все здания покрыты черепицей. Затем мы отправились на поиски самого старого университета в Италии. Каково было наше удивление, когда на вопрос где тут университет – нам ответили: «все здания вокруг». Оказалось, университет занимает целый квартал.

Болонья знаменита своей гастрономией, и многие покупают здесь сыры и пармскую ветчину. Мне удалось снять вид интерьера такого магазина. Вечер мы провели в ресторане с неаполитанской кухней. На следующий день мы запланировали ехать во Флоренцию.

Флоренция
Скажу сразу, за один день Флоренцию изучить невозможно. Но для наблюдательного и подготовленного человека и один день врезается в память навсегда. Один день Флоренцию можно смотреть «сердцем». Это значит, что ты просто смотришь город и наслаждаешься красотой, не погружаясь в детали. Но и это делать трудно. «Икон» так много, что с трудом отрываешься от одного, потому что тебя тащат к другому, говоря «быстрее, а то не успеем». То, что я увидел, оставило такой след в душе, что до сих пор воспоминания об этом городе вызывают сильный эмоциональный прилив.. Возможно, я впечатлительный человек, но, думаю, со мной согласятся все, кто побывал в этом сказочном городе. Начну сначала. Мы прибыли во Флоренцию не на главный вокзал, а на северный, потому что поезд шел транзитом. Мы шли полчаса по второстепенным улицам, ориентируясь на купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре (СМДФ). На нашем пути оказалась древняя крепость – форпост. А сразу за ней мы вышли на центральный вокзал.

Об этом сооружении стоит сказать отдельно. Здание было построено по проекту известного итальянского архитектора Дж.Микелуччи в 1933-1936 г. Стиль – рационализм, но эпоха чувствуется сразу. Муссолини лично следил за строительством. Вокзал носит название по имени церкви Санта Мария Новелла. Он облицован желтым песчаником. Очень эффектно и экспрессивно расположены окна. В интерьере – оригинальные фрески в современном стиле, огромные ч/б фото с видами Италии, убедительная графика надписей. Я был поражен красотой этого по-настоящему синтеза архитектуры и дизайна. Все современно и красиво, хотя построено более 70 лет назад. Напротив вокзала расположен жилой дом, облицованный тем же песчаником в стиле неоклассики. Застройка ул. Тверской в Москве очень похожа – эпоха та же.

От вокзала, по рекомендации Олега, мы сели в экскурсионный автобус с аудиогидом и поехали по одному из маршрутов. Он пролегал через все основные улицы с главными памятниками архитектуры и даже через смотровую площадку на пл. Микеланджело. Все это быстро пронеслось, а затем мы уже пошли пешком с нашим проводником Олегом. Первым делом мы добрались до площади Сеньории. Здесь – палаццо Веккио, копия Давида, галерея Уффици. Конечно, в галерею мы и не пробовали заходить – время! Далее мы двинулись к собору СМДФ и баптистерию. Собор – легенда. О нем много написано, но главное – кампанила (колокольня) Джотто и купол Брунеллески.

Леонардо да Винчи так восхищался им, что сравнивал его с небесным сводом. И правда, его пропорции восхитительны. Собор был облицован мрамором нескольких цветов только в 19 веке. Но мы так привыкли к его виду в облицовке, что трудно представить, что он был в красном кирпиче (как в Болонье). Райские врата Баптистерия впечатляют своей проработанностью пластики. Хотя я прочитал, что это копия как и статуя Давида. Когда я стоял возле Давида, услышал диалог одной пожилой пары на английском. Женщина фотала Давида снизу, а муж ей говорил: «что ты снимаешь «порно!». Видимо он шутил. Давид на удивление асексуален. Но пластика хороша.

Отсюда мы двинулись к еще одному шедевру – Понте Веккио. Единственный оставшийся средневековый мост во Флоренции. Когда идешь по нему, даже не понимаешь, что идешь по мосту. Он застроен как торговая улица с магазинами. И только в центре – свободная площадка для обзора реки Арно. Весь город расположен в долине этой реки между двумя горными массивами, с севера – Апеннины, с юга — Кьянти. Флоренция – столица провинции Тоскана, где делают самые лучшие вина Италии и конечно, вино Кьянти в пузатой бутылке с оплеткой. На левом берегу Арно застройка теснится в горы и в верхней террасе расположены сады Боболи с остатками крепости и пл. Микеланджело с прекрасной видовой площадкой. Отсюда раскрывается классическая панорама центра города. Время — неумолимо и нам нужно было покидать этот чудный город. Мне показалось, что в Италию стоит ехать ради только одной Флоренции. Возможно, я не прав, ведь я не видел Рим.

Спасибо Олегу Гутову за поездку! 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *