Отчет о поездке во Францию. Выставка BATIMAT 2004, Париж, Версаль, Замки Луары.

«В начале я побывал на крупнейшей строительной выставке года в Европе — BATIMAT 2004 в Париже.
Открытий для меня там не было, но было другое открытие — Париж, Версаль, замки Луары.

Париж — космополитичный мегаполис, удивительно цельный и классически консервативный, в отличии от Германии и особенно от Голландии. Город не был подвержен разрушениям во время войн, а только прирастал. В этом видятся глубинные причины, кроющиеся в ментальности французов. Нет необходимости описывать архитектурные классические иконы, но Эйфелева башня необъяснимо притягивала как диковинная игрушка. Никакие видео и фото не могут передать этих впечатлений. Она видна почти отовсюду- как гипертрофированная игрушка, собранная из детского конструктора. Понимаешь, что это своеобразный кич, но это original, а подъем на самый верх на отисовских лифтах — не для слабонервных. Некоторые так и не решились подняться на самый верх и много потеряли.

Глядя на шедевр ART DECO -дворец Трокадеро невольно возникли ассоциации со сталинской архитектурой в Москве. Вообще, ART DECO много и высокого качества.

В Лувре увлекся неожиданно для самого себя скульптурой — хрестоматийные шедевры, которые быстро пролистывались в альбомах по искусству обладают такой пленительной силой, что я никак не мог выйти их этих залов (особенно античность).

Показ Джоконды — целое шоу, сопровождавшееся выкриками высоких негров-полицейских, запрещавших фотографировать её вездесущим китайцам.
А она, как мне показалось, вовсе не улыбается, а как-то вежливо делает учтивое выражение своими тонкими губами — не больше. Лувр организован очень технологично — легко ориентироваться и быстро найти то, что тебе нужно.

Первый раз я видел Ван Гога в Эрмитаже. Видимо, по молодости лет, я тогда не смог оценить по-настоящему его живопись, но Ван Гог, которого я увидел в музее Орсе, его автопортреты вызвали столько эмоций и переживаний, которых давно не испытывал от живописи.

Странные впечатления остались от Центра Помпиду в Париже. Конечно это памятник современной архитектуры, виртуозно спроектированный и построенный. Но на фоне столь консервативного подхода к застройке это выглядит вызывающе и как-то неорганично. Вещь сама в себе. Кажется что это временный павильон, но очень большой. Наверное для центра Парижа такие вещи — как исключения, подтверждающие правило. Получил огромное удовольствие от выставки Жана Кокто, друга Пикассо, Дягилева, Стравинского. Виртуозные рисунки и особенно эксперименты в кино — для меня приятное открытие.

Особая тема — посещение Версаля. Правильно сделал, что поехал самостоятельно без организованной экскурсии. 80 км от Парижа — и я в резиденции короля Солнца.
Во время прогулок по парку вспоминаешь акварели Бенуа, Сомова. Состояние атмосферы, прозрачность воздуха создают особую глубину пространства, перспективы, цвета. Зеркала водоемов совершенно неподвижны. О том, что в Европе нет таких ветров как в России отмечал еще в начале ХХ века Розанов. Климат позволяет причудливо формировать деревья и кустарники. Этого нет в России.

По замкам Луары я путешествовал в компании с веселыми украинцами. Настроения добавила дегустация вин в Амбуазе. А замки хорошо сохранились. Замок Шенонсо находится в частном владении «шоколадного» короля Франции. Это замок-мост в очень живописном окружении. Отметил, что большое внимание уделяется визуальной «чистоте»- никаких ЛЭП, ТП и т.д. Особое впечатление произвел Шамбор- величественный и гармоничный, отмеченный в своих произведениях Шарлем Перро. Туристы приезжают сюда с ночевкой, чтобы насладиться магическим созерцанием.

В последний день я специально съездил на Монмартр для осмотра Фонда Картье Жана Нувеля. Очень воздушная архитектура, хрустальная как украшения Картье. Нувелю пришлось вести трудные переговоры с 83 различными организациями по охране памятников истории и отстаивать свой проект. Стекло, металл, любимые лампы Luceplan, прекрасный полисадник с кедром, который посадил Шатобриан. По-моему, это блестящий проект и вполне контекстуальный.

Район Дефанс после Подсдамерплатц в Берлине показался эффектным, но каким-то старомодным. Хотя, Арка Шпрекельсона замечательна и, кажется, не подвержена моде, как Пирамиды. По Дефансу как и по Версалю посетителей катают в маленьких экскурсионных автопоездах. Погода в Париже становилась все теплей и солнечней, а мне нужно было возвращаться в Барнаул, где уже была зима.»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *