Мое долгое путешествие Барнаул — Москва — Швейцария — Москва — Барнаул

Мое долгое путешествие Барнаул-Москва-Швейцария-Москва-Барнаул началось 10 октября. 14 –го я уже летел в Цюрих в составе делегации на семинар, устроенный фирмой Шуко-Янссен, нашим давним партнером. Тема семинара – профили из стали, их применение в архитектуре.

Итак, первый город, которым меня встретила Швейцария был Цюрих. Цюрих — финансовая столица Швейцарии, самый большой город страны. Здесь мы были проездом, но даже единственная дневная прогулка по центру впечатлила. Для меня как для архитектора было интересно видеть городскую ткань как живую, изменяющуюся во времени среду. Здания разных эпох и стилей прекрасно уживаются друг с другом, отсутствуют следы каких-то потрясений, разрушений. Только генезис. Приятно, что в центре нет пробок, приоритет отдан общественному транспорту, в основном трамваям и троллейбусам. От этого воздух чист и прозрачен. Вскоре стало очевидным, что в этой стране экология и экономия энергии в любых ее проявлениях – государственная стратегия. Может поэтому она и богатая. Заметно отсутствие на городских улицах внедорожников. Главная магистраль Цюриха «упирается» в Цюрихское озеро. Фактор воды, т.е. озера или реки – главный в градостроительной структуре городов Швейцарии. Как и горы. Они везде. От этого ощущение замкнутых уютных пространств, что, несомненно, оказывает влияние на ментальность жителей. Бесконечность пространств равнинных стран порождает метафизическую неопределенность и потерю ориентиров в жизни. А в Швейцарии все просчитано и определенно. Наверное, для жизни это комфортнее. Может показаться скучно, но по мне пусть такая скука, чем бесконечные потрясения. Швейцария интересна смешением разных европейских этносов – немцев, французов, итальянцев, ретороманцев и др. Все живут в одной маленькой стране и все дружно охраняют свое благополучие.

Но вернемся к путешествию.

В тот же день, вечером мы прибыли в небольшой городок Люхинген кантона Аппенцель и разместились в отеле. Отель в альпийском стиле с деревянной мебелью и многочисленными «этниками» оказался рядом с маленьким проектным бюро. На следующее утро я заглянул в их офис. На рекламных стендах была размещена их продукция – проекты небольших жилых домов, магазинчиков и т.п. Все очень спокойно, без «истерии».

Далее нас доставили в город Оберритт, в штаб-квартиру фирмы Янссен. Здесь же расположено производство. После обстоятельной лекции мы отправились на экскурсию по объектам, где применены стальные профили фирмы. Запомнился жилой комплекс, состоящий из 2-х четырехэтажных корпусов. Для русского менталитета это абсолютно нежилая архитектура. В принципе это 2 коробки с прорезями больших витражных окон. Фасады – вентилируемые, облицованные снаружи большими листами ржавого железа. Однако, это не просто ржавое железо, а специальный травленый металл с атмосферостойким покрытием. Конечно, это не назовешь архитектурой в традиционном смысле — скорее это архдизайн, где все сосредоточено на удобстве внутри. Мне этот комплекс очень понравился своим смелым изысканным цветовым решением, основанным на сочетании богатых оттенков «ржавчины» фасадов, графитных матерчатых жалюзей, открытого монолитного бетона, яркой зелени газонов и ярко-синего неба. Как рафинированные аксессуары на газоне во внутреннем дворике раскинулись два пятнистых далматинца. Гид подтвердил мое предположение о высоком социальном статусе жильцов этого дома. Это очень дорого. Хотя, наверняка, дешевле, чем убогие российские «элитки». А напротив этих домов построены новые многоквартирные дома вполне традиционной архитектуры. И очень милые.

Не возможно не обратить внимание на общий высокий уровень цветовой и графической культуры. Это и дизайн швейцарских франков, и часы, и надписи на улице, и какая-то не раздражающая реклама, и названия магазинов. Высокая графическая школа, одним словом.

Ну а наша экскурсия продолжилась в городе Гаис. Здесь мы получили огромное удовольствие от здания местной средней школы. Ничего необычного, но все очень технологично, человечно и разумно устроено. Планировка основана на четком разделении шумной общественной зоны, в которой расположились спортивные залы, столовая, зал для собраний, а также общей рекреации, и тихой учебной. Общая рекреация решена в виде атриума с верхним световым фонарем от фирмы Янссен.

Следующие объекты – два художественных музея — были расположены в городе Аппенцель. Первый – Цигельхютте (Кирпичный сарай) — был спроектирован и построен на месте кирпичного сарая, где когда-то обжигали кирпичи. Он совмещает современную художественную галерею и исторические раритеты (элементы краеведения). Второй музей оказался достаточно известным произведением современной европейской архитектуры. Он спроектирован известными швейцарскими архитекторами Аннет Гийон и Майком Гюйером. Уже издалека он выделяется своим силуэтом. Я увидел в образе музея и снежные вершины Альп, и традиционную отделку стен шинглами, только сильно увеличенными. Нереально большие окна изнутри становились большими живыми картинами, как бы включенными в постоянную экспозицию. Внутри ничего лишнего, все подчинено музейной технологии. Верхний рассеянный свет очень правильно распределяет освещение. Поразили огромные стальные янссеновские входные двери. Из-за своего большого размера и веса, они открываются автоматически.

После такой впечатляющей экскурсии было очень уместно «разрядить» обстановку, и нас повезли на дегустацию знаменитых местных сыров в исторический центр Аппенцеля. Было очень вкусно и весело. А день закончился в ресторане на горе, с которой как на ладони было видно Боденское озеро. Его называют озером пяти стран. Был поздний вечер. Быстро темнело и расположенные по берегам озера многочисленные города красочно мерцали своими огнями. Зрелище незабываемое.

Следующий день мы посвятили продолжению семинара в Оберрите, осмотру производства, путешествию в княжество Лихтенштейн и переезду в Базель.

Перед Лихтенштейном мы посетили местную достопримечательность – городок Верденберг. В нем, кажется, всего 250 жителей. Весь город – это маленький живописный жилой квартал, расположившийся у подножия замка. В Лихтенштейне мы посетили местный университет, где всего четыре факультета. Один из них архитектурный и именно он известен во всем мире качеством образования, и, я бы от себя отметил, какой-то особой творческой атмосферой. Весь день моросил мелкий дождь, что не мешало наслаждаться великолепной архитектурой города Вадуца, столицы Лихтенштейна. Поразило новое здание парламента из светло-терракотового кирпича. Качество кирпичной кладки просто магнетическое, нереальное. Новое и старое в полной гармонии. Мне вообще не очень нравится когда современная архитектура «паразитирует» на старой, но здесь получился хороший баланс или микс.

Вечером этого же дня мы переехали в Базель, столицу одноименного кантона. Базель – древний город, центр химической и фармацевтической промышленности. К сожалению, времени на осмотр города было крайне мало. Тем не менее, удалось посмотреть исторический центр и современную архитектуру. Она представлена такими звездами мировой величины как Марио Ботта, Херцог и Мерон, Динер и Динер и др. К слову, Херцог и Мерон – авторы знаменитого олимпийского стадиона-гнезда в Пекине.

Вечером мы возвратились в Клотен (пригород Цюриха), чтобы переночевать и попрощаться с очаровательной Швейцарией.

Но для меня это не было прощанием, т.к. я решил остаться здесь на предстоящий уикэнд.

Итак, выходные я посвятил дальнейшим поездкам по городам Швейцарии. Я спланировал их довольно рационально, и мне удалось посмотреть Берн, Люцерн и еще немного Цюрих. Однако, я решил не описывать красоты этих городов, а представить их на слайдах — так красноречивее.

В заключение хотел бы выразить огромную благодарность устроителям этой поездки – фирме Шуко Интернациональ, ее подразделению Шуко-Янссен, и лично Марии Королеве, Денису Волкову, Станиславу Филиппову, Урсу Хаури и всей нашей «команде» (Николаю Соболю, Галине Малышевой, Сергею Высоцкому, Евгению Косыгину и др.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *