«Мир «Классики»

Нельзя сказать, что конкурсы архитектурных проектов в Барнауле объявляются слишком уж часто. Поэтому каждый становится событием для творческого сообщества. А по воплощении проекта-победителя в городской среде результат этого события с пристрастием оценивают все барнаульцы.

В минувшем месяце достоянием общественности стали результаты архитектурного конкурса по реконструкции и расширению киноконцертного разлекательного комплекса «Мир». Четыре проекта из восьми участвовавших объявлены призерами и награждены. Их создавали в творческих мастерских Александра Деринга, Ларисы Храбрых и Виктора Четошникова и авторском коллективе Елены и Алексея Крыловых. А реконструироваться «Мир» будет согласно проекту, разработанному в мастерской «Классика». Возглавляет ее Александр ДЕРИНГ, член правления Алтайской организации Союза архитекторов России. Ему и были адресованы наши вопросы.

Кого выбирает победа

mir1— Насколько интересно архитекторам участие в конкурсах?

— Такие творческие соревнования требуют больших эмоциональных и временных затрат, а окупаемость их в нашей стране, к сожалению, невелика. К примеру, недавно прошел конкурс на реконструкцию Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В нем принимали участие и «звезды» мировой архитектуры, но в то же время многие — скажем, знаменитый французский архитектор Жан Нувель — отказались от этого, посчитав, что их затраты на участие будут в десятки раз больше, чем призовой фонд. Но в Барнауле конкурс по кинотеатру «Мир» создал своего рода прецедент, ведь до сих пор ни один из заказчиков не предлагал первую премию в 30 тысяч рублей…

— Насколько равны были шансы участников в данном конкурсе?

— Работе жюри (где две трети были архитекторы, а три человека представляли сторону заказчиков) предшествововал экспертный анализ на соответствие работ техническим условиям конкурса. Позднее члены жюри сошлись во мнении, что им удалось объективно подвести итоги конкурса (что случается очень редко). Не было явного лоббирования интересов кого-то из участников. Все проекты на суд жюри подавались в компьютерных вариантах, и увидеть (как раньше) в них чей-то индивидуальный почерк было невозможно. А потому личное отношение к персоналиям не мешало работе жюри: оценивались сами идеи, архитектурная манера и профессионализм.

— Победа «Классики» в конкурсе — итог работы творческого коллектива. Как сообща удается достичь нужного результата?

— Выигрывать всегда помогает команда. Плодотворно работать вместе могут только единомышленники — люди близких взглядов на профессию, методы проектирования, культуру. Идеально, когда в команде уравновешены аналитический, творческий и технический подходы. Не последнюю роль играет и то, насколько досконально участники команды знают предмет конкурса (в нашем случае — индустрию кинотеатров и мультиплексов), последние достижения в этой области.

Над проектом реконструкции «Мира» мы работали вместе с Сергеем Тисленко и Алексеем Кульгачевым. К оценке идей друг друга подходили очень критически. Но, к примеру, когда практически на этапе завершения работы пришла главная идея-символ, без споров стало ясно, что вот ЭТО должно быть оценено. Мы сразу успокоились, без спешки и надрыва закончили проект, уложившись точно в срок.

А в общем идти на конкурс надо с убеждением, что завоюешь первое место. Если ты «просто участвуешь», это, скорее, нерациональная потеря времени.

Каким «Миру» быть

— Расширять киноконцертный комплекс следовало в определенных границах: не далее 15 метров в сторону проспекта Социалистического и 9 метров в сторону двенадцатиэтажек. К удивлению заказчиков, за счет системы уровней мы сумели вместо одного дополнительного кинозала сделать два по 100 мест и отвести довольно большие площади под кафе и бары, зону бильярдов и игровых автоматов, специализированные магазины аудио- и видеопродукции, а также игровую зону для детей. Словом, наш вариант реконструкции позволял уместить в «Мире» все то, что свойственно современным мультиплексам, и в то же время намного больше, чем предполагали заказчики.

Трансформация кинотеатра не должна была разрушить архитектурный ансамбль площади, его масштабность и ритм. Поэтому мы сделали пристройку в таком же крупном «неизрезанном» формате и объединили ее с первым зданием платформой парадной лестницы. Поддерживая цветовую композицию площади, мы выбрали для пристройки насыщенный терракотовый цвет. А чтобы она не выглядела обычной «коробкой», придали стеклянной части фасада форму луча из кинопроектора. Естественный свет будет проникать в здание и через так называемые стеклянные «фонари», устроенные в крыше.
mir2
Кадры «Классики»

— У вас в мастерской всегда довольно много молодежи. Воспитываете кадры?

— Молодежь приходит на практику, следом появляются знакомые и друзья наших молодых коллег. Мы обмениваемся информацией: мастерская — своего рода клуб по интересам. Делимся методами и подходами к проектированию с теми, кому интересно в профессии. Конечно много времени на общение и разговоры нет, но в работе всегда есть перерывы.

Нельзя сказать, что у нас постоянно день открытых дверей. Но тот, кто хочет, всегда найдет отклик. К слову сказать, желание узнавать новое — одно из самых ценных качеств архитектора. Замечательно, если рядом люди, которые всегда в курсе мировых новостей и тенденций. Жить запасами знаний двадцатилетней давности нельзя.

— Желание преподавать не возникает?

— Несмотря на то, что времени у меня и моих коллег мало, нам это интересно. Ведь когда чувствуешь переизбыток информации, возникает потребность ею поделиться. У меня такой опыт был всего раз: по приглашению я вел практические курсы по проектированию в АГТУ. Желание продолжить такое сотрудничество есть. Хочется сказать, что во всем мире университеты приглашают к преподаванию опытных практикующих архитекторов. Возможно, у нас это пока невозможно из-за финасовых затруднений вузов.

— У вас есть проекты-любимцы?

— Много душевных сил было отдано храму Александра Невского на улице Антона Петрова. Интересным был поиск образов во время работы над проектом ресторана «Ку-Ку» и магазина «Квадро-Интерьер». Возможно, они не имеют особой социальной значимости, но мне очень дороги. И знаете — всегда кажется, что самое интересное и любимое у тебя еще впереди.

— Над чем сегодня работает «Классика»?

— Мы заканчиваем проект бизнес-центра, который планируют построить на пересечении улицы Пионеров и проспекта Ленина. Он будет, по сути, открывать центральную часть Ленинского проспекта. Еще один проект торгового центра — на пересечении улицы Пролетарской и проспекта Красноармейского. Есть идеи и по оживлению кварталов исторической части города, где сегодня жизнь после шести часов замирает. А ведь во многих городах старая застройка — излюбленное место прогулок… Время покажет, как все получится.

— Время на отдых находите?

— Цикл работ практически непрерывный. Весной и летом, когда большинство нормальных людей предпочитает отдыхать, у нас идет основной поток строительных работ, а осенью и зимой — отделка интерьеров. Но если время на отдых появляется, я предпочитаю его проводить там, куда по делам за мной нельзя ни приехать, ни позвонить. У меня очень особенное отношение к странам северной Европы, и если получится вырваться, то это будут Финляндия, Швеция или Дания.

Мы только краем глаза заглянули на архитектурную «кухню». Но пройдет совсем немного времени, и мы среди привычных зданий увидим то, что на ней «варилось». Скорее всего, нам понравится.

Татьяна ВОЛОДИНА.

Оригинал статьи на сайте «Алтапресс»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *