Реконструкция и реставрация кинотеатра Родина по пр. Ленина, 19

 

Проект 2006 г. Строительство 2006- 2007 г. Целью данного поекта было не только реконструкция и ремонт здания, но и научно-исследователькие изыскания и частично-реставрационные работы. Была выполнена радикальная перепланировка, позволившая увеличить полезную площадь в два раза и самое главное- санировать и отреставрировать уже разрушавшиеся несущие конструкции.Новый интерьер носит черты стиля «Арт-деко», характерный для 30-40 годов 20-го века. Более подробную историю этого интересного здания можно прочитать в прилагаемой Исторической записке, любезно выполненной  искусствоведом О.Н. Поляковым. Авторы Деринг А.Ф., Тисленко С.И., искусствовед Поляков О.Н.,конструктор Михеев Ю.Д. Ремонтно-реставрационные работы под рук. Воеводина В.Н.

Памятник архитектуры середины ХХ века кинотеатр «Родина» в г. Барнауле на пр. В.И.Ленина № 19

Историческая записка

Содержание. 1. Введение 2. Типология (Описание) 3. Историография 4. Заключение: интерпретация 5.

Введение. В настоящей Исторической записке, по существу, впервые в практике алтайской реставрации предпринимается попытка научного обоснования проекта воссоздания памятника архитектуры советского периода. В ходе исследования обнаружились новые проблемы методологического характера. В частности, некоторые аспекты 60-летней строительной истории памятника, как и его отдельные архитектурные формы, современному общественному сознанию могут представляться не столько «старинными», сколько «устаревшими», а потому их ценност-ная характеристика – сомнительной. Между тем, именно ценностная ориентация определяет направление внимания ис-следователя и реставратора и, как следствие, отбор историко-архитектурных фактов. Другая сложность обусловлена местоположением памятника, находящегося практи-чески в окружении зданий и сооружений, каждое из которых является самостоятельным памятником стилевой архитектуры своего времени. Эти особенности условий исследования определили структуру Исторической запис-ки, призванной обосновать оптимальную дату и вариант реставрации. В основе исторической записки лежит натурное обследование объекта, проведенное осенью 2004 года. Его результаты обобщены в разделе Типология. Письменные и иконографические источники, а также библиографические материалы, обнаруженные в ходе архивных и библиографических изысканий изложены в хронологическом порядке и призваны вскрыть особенности строительной истории памятника. Этой задаче посвящен раздел Историография, в текст которого включены иконографические материалы. Наиболее значительные архивные и библиографические источники воспроизведены в Приложении. В разделе Заключение дается архитектурно-стилистический и культурно-исторический анализ, а также предлагается интерпретация, которая имеет целью воссоз-дание историко-архитектурной целостности памятника, отвечающей условиям конкретной градостроительной среды.

Типология (Описание). Памятник расположен в исторической части города, на углу пр. В.И.Ленина и ул. Никитинской. Перед его восточным фасадом, на бульваре проспекта, находятся сооруже-ния мемориального комплекса «Павшим борцам за социализм». К северу, на углу ул. Ни-китинской расположено двухэтажное здание в «кирпичном стиле» с элементами модерна, построенное в 1917 году. С южной стороны – дворовый фасад кирпичного оштукатурен-ного двухэтажного здания середины XIX века, бывшего Духовного училища, восстанов-ленного в 1920-х годах после пожара. Стены этого памятника архитектуры в стиле эклек-тика сейчас окрашены в синий цвет. На северо-востоке в настоящее время завершается возведение в первоначальных формах разрушенной ранее белокаменной православной часовни. На западе от кинотеатра – пятиэтажный жилой дом из белого силикатного кирпича, возведенный по типовому проекту. Рассматриваемый памятник представляет собой двухэтажное кирпичное здание, рас-положенное на прямоугольном участке с выраженным понижением рельефа с севера на юг. В плане здание имеет прямоугольную форму с небольшим выступом на восточной стороне, перед которым расположена четырехступенчатая лестница. Глубокий фундамент из красного кирпича опирается на бутовый камень. Основной строительный объем здания образован двумя пересекающимися прямоугольными формами. Здание окружено пешеходной площадкой, образующей своего рода эспланаду. Ее наиболее значительная часть перед главным фасадом заканчивается бетонной лестницей к тротуару пр. В.И.Ленина. Подпорные стенки с восточной стороны и на углу ул. Никитинской выполнены из кирпича и облицованы натуральным камнем.. Главный, восточный фасад имеет осевую симметрию и выходит в сторону пр. В.И.Ленина, со значительным отступлением от красной линии. На прямоугольной форме этого фасада выступает двухэтажный портик. В нижней части портика находится лоджия с четырьмя прямоугольными в плане колоннами, за которыми следует тамбур с входами в фойе. С обеих сторон перед тамбуром находятся кассовые окна. Верхняя часть портика представляет собой витраж с металлической решеткой несложного рисунка геометриче-ского орнамента. Углы портика оформлены колонками. По сторонам от портика располо-жены слепые оконные проемы с П-образными сандриками.На левой стороне стены укреплена белая мраморная мемориальная доска с текстом: «Кинотеатр «РОДИНА» назван именем выдающегося кинорежиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР И.А. Пырьева в честь 100-летия со дня рождения. 2001г.». Боковые фасады практически идентичны. На восточном углу расположены широкие оконные проемы, по сторонам находятся двери, от которых протянуты длинные балконы со сплошным кирпичным ограждением. Опорные бетонные конструкции балконов обна-жены и смыкаются с небольшими выступами пилястр первого этажа. Оконные проемы имеет разные размеры. На западной части боковых фасадов – по три двери из тамбура зрительного зала. На заднем, западном фасаде имеется дверь из подвальной части и дверь на уровне первого этажа, а также следы заложенных дверных проемов, выступы кирпичной кладки и другие свидетельства прежних реконструкций. Все фасады, за исключением портика, сохранили следы нескольких слоев штукатур-ки с различной окраской. В настоящее время стены оштукатурены и окрашены в темно-красный цвет. Элементы портика, включая колонны, обшиты светлой мраморной плиткой по кирпичному основанию. За просторным тамбуром главного входа находится фойе с двухмаршевыми угловы-ми лестницами на второй этаж, освещаемый витражом главного фасада. Здесь располагался буфет (в северной части) и небольшая эстрада для оркестра (в южной части). Вся западная часть объема разделена высокой глухой стеной на два одинаковых зри-тельных зала с экранами на западной стене. Стены одного зала окрашены в розовый цвет, другого – в голубой. Выходы из залов ведут через тамбуры соответственно на южную и северную стороны. В настоящее время интерьеры здания кинотеатра находятся в стадии реконструкции. В типологическом отношении памятник представляет собой здание двухзального кинотеатра с благоустройством прилегающей территории.

Историография. После образования Алтайского края 28.09.1937г. и усиления административной и культурной роли Барнаула как краевого центра возникла необходимость в строительстве новых административных и культурных зданий. Планировочная комиссия при Барнаульском Горкомхозе, определяя площадки будущего строительства объектов, для нового ки-нотеатра 07 апреля 1938 года выбрала участок «кв. 79 по Ленинскому пр. между ул. Анатолия и Интернациональной»Через неделю после выбора этой площадки Организационный Комитет ВЦИК по Алтайскому краю постановил принять проект «нового строительства кино-театра в г. Барнауле на 600 мест (двух-зальный) автора Френк». Этим же постановлением Управляющему кинотрестом вменялось в обязанность «немедленно выкупить рабочие чертежи на строительство кинотеатра». Однако уже через месяц Архитектурно-планировочный совет встал перед необходи-мостью поиска нового участка, не связанного со сносом существующих строений. Уже 13 мая 1938 года был утвержден представленный эскиз размещения кинотеатра «на уч. Пр. Ленина в кв. 51 с выходом фасада на пр. Ленина. От красной линии заглубить здание кино на 20 метров и от ул. Никитинской на 5 метров». Этот документ подтверждает сообщение С.Н. Баландина, что «кинотеатр «Родина» построен по типовому проекту из серии кинотеатров на 1937 год.» (Баландин С.Н. Архи-тектура Барнаула. –Барнаул, 1974, С.84). Вместе с тем, Е.В. Огнева считает что «первым, построенным по специальному проекту, стал к/т «Родина». В день открытия 5 ноября 1941 года в голубом и розовом залах были показаны фильмы «Ленин в 1918 году» и «Волочаевские дни» (Огнева Е.В. Киносеть в кн.: Барнаул. Энциклопедия. – Барнаул, Изд-во Алт. Гос. Университета, 2000, С.140 В июне 1941 года строительство еще не было завершено, и некоторые материалы приходилось заготавливать в г. Бийске (См. Приложение 5). Об открытии кинотеатра «Родина» в Барнауле сообщала газета «Правда» от 16 ноября 1941 года. В мае 1943 года Исполком Барнаульского Горсовета принимает решение о капиталь-ном ремонте «отопительной и канализационной системы кинотеатра «Родина» и об изго-товлении специальной мебели для «розового» зала и концертного фойе . Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в мае 1945 года райсовет Центрального района Барнаула принимает постановление об очередном ремонте киноте-атра и об установке около него газетной витрины . Примерно к этому времени относится первое из обнаруженных изображений памят-ника. На фотографии, датируемой концом 1946 – началом 1947 года, изображены восточный и южный фасады кинотеатра . Здание оштукатурено и ок-рашено в светлый (белый?) цвет. Стены восточного фасада рустованы. В нижней части портика выделяются 4 ряда парных прямых (без энтазиса) колонн. Верхняя часть представляет собой сплошной витраж за металлической решеткой геомет-рического орнамента. Небольшой карниз портика по углам увенчан акротериями, изображающими листья аканфа. Углы портика оформлены квадратными колонками с капителями. В центре верхней части фасада выступают накладный буквы названия кинотеатра –«Родина». По бокам от портика на уровне витража более мелкие накладные буквы по вертикали образуют два одинаковых слова «кино». Ризалит южного фасада имеет осевую симметрию с широким трехчастным оконным проемом на втором этаже. Над ним находится горизонтальный двухполочковый сандрик, по бокам от проема – выходы на балкон с закрытым кирпичным ограждением. Под балко-ном симметрично расположены оконные проемы первого этажа. На остальной части пер-вого этажа этого фасада расположен протяженный тамбур с дверными и оконными про-емами. Западная часть здания завершается высоким прямоугольным аттиком. Подпорная стенка вдоль тротуара проспекта В.И.Ленина рустована. На ее углах ус-тановлены железобетонные вазоны на постаментах, соединенных металлической оградкой геометрического орнамента. Между этой оградкой и зданием кинотеатра расположен деревянный столб с репродуктором. На следующей фотографии этот столб заменен металлической опорой элек-троосвещения, а репродуктор перенесен в центр карниза портика. От тротуара к уровню площадки перед кинотеатром ведет 9-ти ступенчатая лестница. Разделительная стенка лестницы, увенчанная вазоном на невысоком постаменте, делит лестницу на две неравные части. На тротуаре перед подпорной стенкой поставлена железобетонная урна с растительным орнаментом. От площадки к портику ведет пятиступенчатая трапецевидная в плане лестница. В центре площадки перед лестницей портика расположена круглая скульптура на четырехугольном пьедестале, изображающая фигуру И.В.Сталина в полный рост. Большой фрагмент восточного фасада представлен на фотодокументе, датируемом 1953 годом. В это время комплекс кинотеатра с северной стороны был ограничен металлической оградой геометрического орнамента, соединяющей рустованные поста-менты под вазонами, за которой находился узкий газон и деревянный тротуар по ул. Ни-китинской. Сравнительный анализ этой фотографии и фотодокумента позволяет предположить, что в конце 1940- начале 1950-х годов южный и северный фаса-ды здания были идентичными. В нескольких метрах от правого угла южного фасада , было возведено одно-этажное кирпичное здание невыясненного назначения. Его стены также оштукатурены «под руст» и окрашены светлой краской, объединяющей этот объект в единый кинотеат-ральный комплекс. На фотографии 1964 года заметны значительные изменения в облике памят-ника Прежде всего – с площадки перед зданием убран пьедестал со статуей И.В.Сталина. Разделительные колонки витража приобрели светлый цвет. Более темной, чем восточный фасад, краской окрашена стена северного ризалита, причем светлой окраской выделяются его выступающие части. Накладные буквы слов «кино» перенесены на верхнюю часть фасада и расположены горизонтально. На их прежнем месте укреплены рекламно-агитационные щиты. На тротуаре перед лестницей поставлена железобетонная опора электроосвещения, однако и прежние металлические опоры сохранились. Сохранено и одноэтажное здание перед южным ризалитом. Кинотеатральный комплекс был окружен тремя различными по форме вазонами Другой фотодокумент фиксирует изменения на восточном фасаде здания к 1968 году . Двойные колонны портика реконструированы в одинарные прямоугольного сечения. С углов портика сняты акротерии. С подпорных стенок убраны практически все вазоны. Демонтированы также все металлические опоры электропередачи, зато на углу пр. В.И.Ленина и ул. Никитинской поставлен железобетонный столб с электроосвещением. В 1970-е годы слова «кинотеатр Родина» были объединены в отдельную композицию «кино Родина театр» и на специальной металлической конструкции укреплены над карнизом объема. Подпорные стенки оформлены светлой квадратной плиткой. В последующие годы здание приобрело облик, зафиксированный на фотографии на-чала восьмидесятых годов, близкий к описанному в разделе Типология.

Заключение: интерпретация. В первые годы образования Алтайского края резко изменились условия и возможно-сти проектирования и застройки города. Судя по представленным архивным документам, градостроительные решения принимались в сжатые сроки и зачастую без всестороннего анализа градостроительной ситуации, перспектив развития и возможностей строительной базы. Поэтому, как следует из материалов Историографии, строительная площадка для бу-дущего кинотеатра была выбрана достаточно случайно, исходя, в первую очередь, из фи-нансовых соображений. Как следствие – здание, созданное по типовому проекту и имею-щее строго осевую симметрию объема, возведено на пересечении двух улиц. Отсутствие углового решения фасадов отчасти компенсировалось соответствующим архитектурным оформлением прилегающей территории. Следовательно, рассматриваемый объект, находящийся на пр. В.И.Ленина №19, представляет собой комплексный памятник, состоящий из здания двухзального кинотеат-ра «Родина» и сооружений прилегающей территории. Здание кинотеатра построено в 1941 году по типовому проекту московского архитектора Г.Х. Френка, созданному в 1937 году. За более чем 60-летнюю строительную историю здания, его функциональное назна-чение не менялось, что способствовало сохранению архитектурно-строительного объема. Утраты первоначального облика выразились, главным образом, в надстройке тамбуров, изменении архитектурной пластики главного фасада и благоустройства окружающей тер-ритории . Основной строительный объем здания был образован двумя взаимопроникающими параллелепипедами различных размеров. При этом облик здания соответствовал его пла-нировочной структуре. Такое объемно-конструктивное решение характерно для советско-го конструктивизма конца 1920-х годов. Вместе с тем, в архитектурной пластике главного фасада были использованы эле-менты из арсенала палладианства, имеющие несколько принудительный, «накладной» ха-рактер. В этом отношении кинотеатр «Родина» в Барнауле является редким сохранившимся примером того периода отечественной истории, когда только начинала устанавливаться официальная ориентация на ордерную архитектуру фасадов общественных зданий после-дующих трех десятилетий. Общественное значение кинотеатра имело не столько эстетический и досуговый ха-рактер, сколько пропагандистский и просветительский. В жертву агитационно-пропагандистским задачам приносилось не только художественное значение архитектур-ной пластики, все более закрываемой разного рода плакатами и транспарантами, но и со-седние «малые формы» архитектуры, рядом с которыми устанавливались рекламные и агитационные стенды и витрины. Установка статуи И.В.Сталина была естественным вы-явлением этой тенденции. Таким образом, происходило сложное объединение функций общественно-политического форума и досугового центра. В этом отношении рассматриваемый архи-тектурный комплекс является ценнейшим памятником отечественной культуры середины ХХ века. Наиболее цельным в архитектурно-историческом отношении представляется период бытования памятника в конце 1940- начале 1950-х годов. На этот период и следует ориен-тировать проект реставрации. Для наиболее адекватного воссоздания этого облика пред-ставляется необходимым, восстановить, прежде всего: 1. – двойную колоннаду в портике; 2. — штукатурку восточной части объема «под руст»; 3. – акротерии над карнизом портика; 4. – аттиковую стенку на западной стене; 5. – выделение единого объема тамбуров на боковых фасадах; 6. – штукатурку подпорных стенок «под руст»; 7. – вазоны разных форм на рустованных постаментах; 8. – металлическое ограждение между постаментами вазонов; 9. – статую И.В. Сталина на пьедестале. 10. – металлические опоры электроосвещения. Архитектурно-строительный комплекс кинотеатра «Родина» является ярким памят-ником истории и архитектуры Барнаула середины ХХ века. Имеет мемориальное. и градостроительное значение, формируя перекресток пр. В.И. Ленина и ул. Никитинской. Искусствовед О.Н. Поляков