К вопросу сохранения и музеефикации территории бывшего Сереброплавильного завода и плотины Заводского пруда.

В историческом ландшафте Барнаула территория б. Сереброплавильного завода является едва ли не самой важной его частью. Здесь — сердце города. Во-первых, это место, с которого начинался город. Во-вторых, вместе с Демидовской площадью и прилегающими улицами и площадями оно образует единый пространственный ансамбль, хотя и с большими утратами, в создании которого принимали участие несколько поколений зодчих — Пимен Старцев, Андрей Иванович Молчанов, Яков Николаевич Попов, Иван Михайлович Злобин и другие. В-третьих, это место связано с историей развития техники и прибыванием и работой здесь выдающихся ученых и инженеров. Таким образом, мы имеем уникальную с историко-культурной и исторической точек зрения территорию, утрата которой приведет к стиранию черт исторической идентификации Барнаула. На сегодняшний день такая угроза как никогда возросла. Строительная активность в новых рыночных условиях имеет специфическую особенность заполнять все «свободные места» на территории центра города при отсутствии регулирующих эту деятельность документов. Во многих исторических городах для этого давно существует законодательная база в виде законов, постановлений и других документов, основным из которых является разработанный и утвержденный проект Зон охраны исторической части города. При отсутствии этого важнейшего документа регулировать застройку в исторической части города возможности не представляется и вероятна ее полная деградация. К счастью, у нас в Барнауле есть ответственные люди, которые это понимают и находят возможности подойти к решению этих проблем квалифицировано.

С 1990 года, когда началось активное освоение прилегающей к БСПЗ территории в связи со строительством нового мостового перехода, был создан временный творческий коллектив при Алтайском отделении Российского фонда культуры (председатель — Добрикова А.В.), которому была поставлена задача исследовать состояние территории б. Сереброплавильного завода и плотины и предложить проект музеефикации этой территории. В состав этого коллектива входили архитекторы Боженко С.А., Деринг А.Ф., Петракова Л.Д., археологи-краеведы Демин М.А., Бородаев В.Б., Контев А.В., историки — Степанская Т.М., Поляков О.Н. и др. В задачу этого коллектива входил целый комплекс мероприятий — от аварийных археологических раскопок до проекта музеефикации территории тогда еще части БСПЗ и плотины б. Заводского пруда. Эскизный проект (см. рис. 1) явился результатом большого труда этого коллектива и был одобрен градостроительным советом города.

Авторами проекта предполагается концепция музеефикации, основания на следующих принципах:

  • создание архитектурно-планировочных композиций из разновременных зданий и сооружений;
  • постадийное «освоение» территории;
  • совмещение музеефикации с сохранением существующего технологического процесса.

В результате отработки основных идей авторским коллективом предложено создание трех архитектурно-планировочных «узлов»:

  1. «Барнаульская крепость»;
  2. «Плотина»;
  3. «Новое заводоуправление или административно-торговый центр» «Барнаульская крепость».

Этот узел непосредственно примыкает к транспортной развязке. Элементы, составляющие этот узел, объединены в законченный ансамбль, увязанный с главной композиционной осью фабрики. С севера она замыкается силуэтом церкви Дмитрия Ростовского, с юга — сооружением, в котором предполагается экспонировать макет паровой машины И. Ползунова в натуральную величину. С востока и запада узел ограничен деревянными проездными башнями с крепостными стенами.

Около плотины предлагается размещение деревянных зданий конюшни и конюшенной избы. Непосредственно в «теле» плотины планируется разместить павильон «Музей гидротехники». Это позволит экспонировать конструкцию плотины. В центре этого узла разбивается сквер с обелиском «Основателям горного дела на Алтае» и «Музеем минералогии». С севера композиция визуально ограничена красивым силуэтом здания Важни.

«Плотина»

Второй узел включает в себя здание «Второй плавильной фабрики», старый мост, воссоздаваемый фрагмент деревянной конструкции «Большого прореза плотины», новые торговые павильоны и новое здание кафе-бара. Часть помещения «Второй плавильной фабрики» приспосабливается под «Музей горного дела». Между «Второй плавильной фабрикой» иплотиной размещается открытая площадка с экспозицией механизмов и предметов горнорудного производства. На старом мосту предлагалось разместить торговые павильоны. Проектом предполагалась частичная реконструкция фасадов «Первой плавильной фабрики» с возможностью осмотра около нее плотины.

«Новое заводоуправление»

Третий узел включал новое здание, ориентированное на Демидовскую площадь со сквером перед ним. Там могут располагаться музейные помещения, часть здания займет существующая Спичечная фабрика или ее преемник. К востоку от здания организуется новый въезд на территорию фабрики с улицы Ползунова.

В настоящее время созрели все условия для продолжения этой работы в составе центра «Наследие» (директор Никитина Л.А.). Необходимо срочно разработать экономический раздел проекта и дополнить его в части приспособления с учетом новых социально-экономических условий. Важно произвести подробную оценку технического состояния памятников, находящихся на территории Спичечной фабрики, произвести комплекс мероприятий по их инженерному обследованию и аварийной консервации. Сейчас, в условиях сворачивания производства, это становиться вполне доступно. Для этой работы необходимо привлечь современный опыт, накопленный в других исторических городах России, и закрепить в виде законодательных документов. Очень важно избежать хаотичности при новом освоении этой исторической территории. Хочется надеяться, что Барнаул на рубеже нового тысячелетия не потеряет своей главной исторической достопримечательности и мудро ею распорядится.

Деринг А.Ф.
article1

Экспликация

  1. Граница музеефицируемой территории
  2. Плотина бывшего Заводского пруда
  3. Здание Первой плавильной фабрики
  4. Здание Второй плавильной фабрики
  5. Важня
  6. Воссоздаваемые деревянные сооружения

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *