Германия. Часть 1. Франкфурт-на-Майне.

С 21 октября по 01 ноября 2006 г. Александр и Вера Деринг посетили выставку Denkmal’ 2006, проходившую в г. Лейпциге (Leipzig), Федеративной республике Германии по приглашению Лейпцигской ярмарки.

Ещё до поездки мы планировали посетить нашего друга Вольдемара Зитнера в Байройте, но судьба распорядилась иначе, и наш маршрут пролег севернее – в Лейпциг. Объять всё – невозможно, к тому же Франкфурт (Frankfurt am Main) нас просто очаровал, и мы не могли не познакомиться с этим замечательным городом. Тут мы задержались до 24 октября. Каждый день приносил нам новые открытия и наблюдения. Город раскрывался постепенно и нам, как архитекторам хотелось понять планировочную структуру города. Следы последней войны чувствовались повсюду. Это заметно по структуре застройки. Целые кварталы, в том числе исторический центр были разрушены. Десятилетия потребовались на восстановление и этот процесс, как нам показалось, продолжается до сих пор. Специфика Франкфурта в том, что он всегда был банковским городом. После войны он претендовал на новую столицу Германии, и говорят, что Бонн опередил его на несколько голосов. Тем не менее, при населении немногим более 600 тыс. человек, Франкфурт стал финансовой столицей Германии с самыми высокими зданиями в Европе и самым крупным европейским аэропортом. Его в шутку называют «Майнхэттэном».

Город был всегда связан с одной из главных рек Германии – Майном (Main). Он зародился возле брода через реку и стал развиваться на его левом берегу. Его основали римляне. В память об этом главная историческая площадь города называется Рёмерберг (Roemerberg). Она почти полностью воссоздана после войны. После бомбежки здесь чудом сохранились две старые церкви. Река Майн – настоящее украшение города и любимое место отдыха горожан. Недалеко от Рёмера расположен Музей современного искусства архитектора Ханса Холляйна. Нам он понравился, особенно интерьер. Всё очень органично. Нам запомнился участок набережной, который называется «Ницца». Это настоящий дендрарий с южными средиземноморскими растениями, созданный еще в 19 веке одним местным садовником. Мы были поражены красотой растений и чудным воздухом. Отдельно о воздухе. Он в Германии, в отличии от России, чистый, напоенный запахом листвы и реки. И даже в центре, где много машин, воздух чист. Видимо, строгие экологические нормы дают свой результат. И нигде нет мусора как у нас.

В Германии поступили мудро – мусор стал товаром и очень выгодным, он стал отдельной и высокоприбыльной отраслью экономики. Вся тара – возвратная и за нее дают деньги. Да и полиция следит за порядком, нещадно штрафует. Небоскребы Франкфурта – отдельная тема. Они присутствуют визуально везде, но в тоже время их незаметно- стоит опустить глаза на уровне человеческого роста. Они не «давят», но их интересно рассматривать. Нам удалось побывать в кафе «Плаза» в «Коммерц-банке» Нормана Фостера. Его стиль узнаваем и оригинален – ни с кем не спутаешь.

Мы жили в маленькой гостинице в районе банхофа (вокзала). Это оказалось очень интересное место. Во-первых, центр, во-вторых- средоточие «злачной» привокзальной жизни. Говорят из 600 тыс. населения – 200 тыс. – представители разных расс и религий. В нашем районе было много этнических магазинчиков с экзотическими продуктами и специями. Мне особенно понравился индийский магазин. Шопинг в основном сосредоточен на Цайле (Zeil). Так называется основная торговая улица и примыкающие кварталы. Времени это отнимает уйму, а хочется больше посмотреть архитектуру и город. Большое впечатление произвело посещение района Заксенхаузен (Sachsenhausen), особенно набережной музеев. Удалось побывать в Немецком архитектурном музее, крупнейшем национальным музеем Германии, где хранятся оригинальные документы по архитектуре, проводятся большие выставки. Мы посмотрели выставку иконы немецкой архитектуры Готфрида Бёма (Gothfried Boem). На мой взгляд, его ранние работы намного сильнее, выразительнее и яснее, чем последние работы, особенно театр на воде в Потсдаме с красными крышами. Такую архитектуру можно понять только через его очень преклонный возраст. И мне показалось, что Бём очень «немецкий» архитектор-романтик. Сам музей является памятником современной архитектуры Германии. Его спроектировал Отто Матиас Унгерс (Otto Mattias Ungers). Забавно, что через неделю, будучи в Берлине, мы чуть не посетили уже его персональную выставку в Национальной галерее Миса. Унгерс так же как и Бём очень оригинален и специфичен. И, кстати, очень узнаваем через его «решетчатые» фасады. Музей архитектуры организован удобно и понятно. Единственная неприятная деталь – узкие лестничные марши и с высокими подступенками. а если учесть, что экспозиция занимает 4 уровня, сами понимаете, какая нагрузка. Все эти неудобства связаны с тем, что здание приспособлено под музей из старинной виллы. Но наибольший интерес у нас вызвал Музей прикладного искусства. Это здание спроектировал Ричард Майер. Я ,к слову, был не самый большой поклонник его творчества, но его архитектуру нужно смотреть живьём.

Мы были буквально очарованы белыми фасадами, столько раз виденными в журналах. Здание буквально «плывет» в зеленом море лужаек. Здание и прекрасно организованный ландшафт представляют собой абсолютно совершенный ансамбль, созданный, кстати, уже более 20 лет назад. Майер перехитрил время. Я думаю, такой участи удостаиваются только совершенные, чисто модернистские постройки. Совершенная архитектура — вне моды и неважно, «постмодернизм» это или «модернизм».

Посмотрите постройки постмодернистов Альдо Росси или Джеймса Стирлинга, они пережили время, ими наслаждаешься и по прошествии 20 лет. А в наше время архитектурная мода так скоротечна. В последний день мы решили посетить район Франкфуртской ярмарки и были очень разочарованы. Этому способствовала и плохая погода. Этот район показался почти необитаем, ярмарок в это время не было и мы быстро вернулись в уютный центр. На Рёмере, мы с удовольствием попробовали местный «шпециалитет» — яблочное вино, кислый и бодрящий напиток. Нам в России такой тип напитков не ведом, а жаль. Нам понравился. И если уж речь пошла о пище, то невозможно забыть величину порций, подаваемых в местных ресторанах. Это что-то невообразимое по нашим понятиям, и все очень вкусно! Во Франкфурте вообще много ресторанов с отличным дизайном, а некоторые интерьеры печатаются в известных журналах и книгах. Как, например, ресторан «Living», который мы посетили. Мы наблюдали работу официантов – нашим нужно учиться там. Наступил день 24 октября , когда нам нужно было уезжать ночным поездом в Лейпциг.

Об этом – в следующей главе…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *